Послерейсовый медицинский осмотр — мероприятие, предусмотренное Трудовым Кодексом и другими законодательными актами для профилактики профессиональных заболеваний водителей. Он проводится после смены, позволяет установить отклонения в состоянии здоровья водителей, определить их трезвость.
Кем проводится
Предрейсовый медицинский осмотр водителей могут проводить медработники, имеющие высшее или среднее профессиональное образование и прошедшие обучение по программе. Они должны быть штатными сотрудниками медучреждения, в лицензии которых предусмотрен этот вид деятельности. Организация, в штате которой имеются водители, заключает договор с медицинским учреждением на оказание услуги по предрейсовым осмотрам.
Кому нужно проходить осмотр
Посменные медицинские осмотры обязательны для водителей автотранспортных средств, выполняющих пассажирские перевозки или транспортирующих опасные грузы. Это положение закреплено в п. 4 ч. 2 ст. 46 Федерального закона N 323-ФЗ от 21.11.2011.
Этапы проведения
Послерейсовый медицинский осмотр водителей проводится в соответствии с приказом № 835н Минздрава РФ, в котором определен порядок процедуры:
- Мероприятие начинается с опроса, в ходе которого выясняются жалобы водителя на самочувствие.
- Затем осматриваются открытые участки кожи и слизистой оболочки (ротовой полости, глаз).
- После этого проводится термометрия, измерение пульса и артериального давления. Если результаты показали
- повышенное давление, замеры производятся повторно.
- На последнем этапе выявляются признаки опьянения. Кроме визуального осмотра, используются экспресс-тесты, в том числе исследование мочи и алкоголя в выдыхаемом воздухе.
Медработник может направить водителя в медучреждение на обследование и освидетельствование, если есть признаки опьянения, но они не выявляются экспресс-методами.
Результаты опроса, осмотра, инструментальных исследований вносятся в бумажный или электронный журнал.
Стоимость послерейсовых осмотров
При запросе коммерческого предложения цена на проведение послерейсового медицинского осмотра водителей может изменяться в зависимости от:
- количества водителей, приходящих на осмотр в день;
- количества необходимых рабочих смен в выходные и праздничные дни;
- графика работы (по производственному календарю, шестидневка, ежедневно или др.);
- времени суток для проведения осмотров медработником (после полуночи и до 6 утра смены тарифицируются выше);
- транспортной доступности объектов работы.
Чем регламентируются
Послерейсовые медицинские осмотры обязательны для всех водителей, работающих на предприятиях и организациях. Это положение закреплено в нескольких нормативно-правовых актах, в том числе в ст.213 ТК РФ и Закона N 323-ФЗ от 21.11.2011.
Они проводятся после завершения рейса с целью выявления отклонения в состоянии здоровья в результате воздействия вредных производственных факторов, а также выявления алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Организация такой процедуры лежит на индивидуальных предпринимателях и юридических лицах.
Порядок проведения послерейсовых медосмотров утвержден Приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н. В нем же перечислены необходимые сведения, которые должны быть внесены в журнал регистрации послерейсовых осмотров, которые можно вести на бумажном или электронном носителе.
Методические рекомендации по проведению послерейсового осмотра даны в письме Минздрава от 21.08.2003РФ N 2510/9468-03-32. Там же представлено типовое положение об организации послерейсовых медосмотров и программа подготовки медработников по этому направлению.
Административная и уголовная ответственность
Невыполнение нормативных актов, касающихся послерейсовых осмотров, влечет административное или уголовной наказание.
К административной ответственности граждане, ЮЛ и ИП привлекаются по статье 11.32 КоАП:
- на граждан налагается штраф — 1000 - 1500 рублей;
- на должностные лица организации (руководители и ИП) — 2000 - 3000 рублей;
- на организации (юридических лиц) — 30 000 - 50 000 рублей.
В ряде случаев предусмотрена уголовная ответственность.